Миропомазание - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Миропомазание

Миропомазание, конфирмация (лат. confirmatio) — одно из 7 церк. таинств; наряду с крещением и Евхаристией — одно из таинств христ. посвящения; благодаря таинству М. совершенствуется связь крещеных христиан с Церковью, они получают особую силу Святого Духа, в большей степени обязуются распространять и защищать веру словами и поступками (ср. LG 11).

Уже в ВЗ пророки возвещали, что Дух Господень почиет на ожидаемом Мессии (Ис 11, 2); сошествие Святого Духа на Иисуса во время Его крещения Иоанном (крещение Господне) было знаком того, что Иисус — Мессия, Сын Божий. Эта полнота Духа должна была быть сообщена всему мессианскому народу (ср. Иез 36, 26-27; Иоил 2, 28-29). Христос неоднократно обещал это излияние Духа Своим ученикам (ср. Лк 12, 12; Ин 3, 5—8; 7, 37-39; 14, 16-17), и это обещание исполнилось после Его воскресения (Ин 20, 22), а особенно явно — в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4).

Катол. Предание видит начало таинства М. в том «возложении рук» (Деян 8, 14-17; 19, 5-6; Евр 6, 2), посредством которого апостолы передавали новообращенным дар Святого Духа и которое завершало крещение. Возложение рук выражает в осязаемой форме сошествие Святого Духа на нового христианина. С очень ранних времен, чтобы лучше выразить передачу Святого Духа, к обряду возложения рук было присоединено помазание благовонным елеем или миром, аромат которого символизирует «Христово благоухание» (ср. 2 Кор 2,14-16). Помазание в библ. и древней символике обладает множеством значений, фигурирующих и в таинстве М.: елей — символ изобилия и радости, он очищает, придает телу красоту и гибкость, исцеляет ушибы и раны. При М. человек получает знак Духа Святого, Его печать (ср. 2 Кор 1, 21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши») — в древности печать владельца на к.-л. вещи была знаком его обладания этой вещью. Печать Духа Святого, получаемая при М., отмечает всецелую принадлежность верующего Христу, т.е. Помазаннику (ср. Деян 10, 38: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета»), что явным образом выражается в обряде М., когда совершающий его епископ погружает палец в миро и чертит знак креста на челе принимающего таинство.

Таинство М. в древности и Средневековье получило множество названий, особенно на Западе: impositio (возложение [рук]); perfectio («совершенство», в смысле завершения крещения); chrisma, илиchrismatio (от греч. χρϊσμα— елей); unctio («помазание»); signaculum, consignatio, signatio («запечатлевание»); confirmatio («подтверждение» [крещения], «укрепление» [крещальной благодати]). Последнее название в Зап. Церкви стало преобладающим; слово конфирмация используется и в рус. Языке.

В первые века христианства крещение и М., осуществляемое через возложение рук и (или) собственно помазание, составляли единый обряд христ. посвящения, которое осуществлял епископ, обычно на Пасху. С IV в., когда христианство получило в Римской империи офиц. статус, обрядовая практика постепенно начала меняться. Увеличение числа крещений детей (которых теперь крестили не только на Пасху, но и в другие дни из опасения, что ребенок может умереть некрещеным) и возрастание количества сельских приходов сделали невозможным присутствие епископа при всех крещениях. На Востоке сохранилось единство двух таинств, так что и ныне М. совершается там священником, который крестит; при этом используется миро, освященное епископом или патриархом. На Западе таинство М. осталось прерогативой епископов, при этом установилось разделение обоих таинств во времени: крещение в приходе совершал священник (или диакон), а М. — епископ во время посещения прихода. В лат. обряде сохранился обычай помазания миром сразу после крещения, но это помазание не является таинством М., а лишь предвещает его: М., тем самым, стало завершением помазания при крещении. Практика Вост. Церквей ярче подчеркивает единство христ. посвящения, связь М. с крещением; в лат. обряде четче выражено общение нового христианина со своим епископом, а значит, с Церковью. Документы Тридентского собора характеризуют епископа как «обычного служителя»(ministerordinarius) таинства М. (DH 1628-30), а документы II Ватиканского собора называют епископа «изначальным служителем» (ministeroriginarius) М. (LG 26). Однако в случае необходимости это таинство может совершить и священник (ср. CIC, кан. 883): так, уже начиная с XIII в. Св. Престол давал священникам на миссион. территориях право совершать М.

Отделение М. от крещения вызвало появление ин-та восприемников при М., помогающих дух. становлению новых христиан (первые известия об этих восприемниках относятся к VIII в.). На Западе до XIII в. Римские папы и соборы предписывали, чтобы разрыв по времени между крещением и М. не был очень долгим — не превышал года; однако с XIII-XIV вв. все больше распространялось обыкновение переносить М. | до достижения сознательного возраста(aetasdiscretionis),ок. 7 лет. Эта практика оправдывалась тем обстоятельством, что именно в этом возрасте юному христианину становится необходимой особенная помощь Св. Духа (ср., напр., конст. Ео quamvistempore Папы Бенедикта XIV от 4.05.1745). В то же время Римские папы не одобряли практику откладывать М. до 12 лет, получившую распространение в ряде стран под влиянием янсенизма. После Тридентского собора обычай, согласно которому участие в таинствах Евхаристии и М. откладывалось до наступления сознательного возраста, был связан также с необходимостью и уместностью организации катехизации детей при подготовке к этим таинствам. Нынешний ККП (кан. 891) также говорит, что таинство М. должно уделяться человеку, достигшему сознательного возраста. Определение конкретных возрастных рамок находится в ведении нац. конференций епископов. Однако в случаях смертельной опасности необходимо миропомазать детей, даже если они не достигли сознательного возраста.

В наст. время (после литург. реформы II Ватиканского собора), если крещение принимает взрослый, он непосредственно после этого получает М. и участвует в Евхаристии (кан. 866). Если же М. совершается отдельно от крещения, то богослужение М. начинается с возобновления крещальных обетов и с исповедания веры теми, кто принимает М., — этим подчеркивается связь между крещением и М. (ср. SC 71). Епископ простирает руки над головами всех принимающих М. и произносит молитву, призывающую Святого Духа (эпиклесис); затем он по очереди преподает таинство М. каждому кандидату. Восприемник при этом, стоя за спиной кандидата, возлагает на его плечо правую руку. Таинство М. преподается через помазание миром лба, с возложением руки и словами «N (имя), прими знамение дара Святого Духа». М. обычно завершается лобзанием в знак мира, указывающим на общение с епископом и всей Церковью.

В Вост. Церквях М. всегда преподается после крещения; совершающий М. священник помазывает миром лоб, глаза, нос, уши, губы, грудь, спину, руки и ступни новокрещеного; каждое помазание сопровождается словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

С XIII в. на Западе документируется обычай, согласно которому епископ наносит принимающему М. легкий удар в щеку (т.н. алапа): точный исходный смысл и происхождение этого жеста неизвестен, возможно, он берет свое начало из церемонии посвящения в рыцари. Впоследствии алапа осмыслялась как напоминание о необходимости быть твердыми в вере, т.е. уметь бороться против искушений. В наст. время алапа не предписана чинопоследованием М., хотя в ряде стран по традиции совершается.

У протестантов таинства М. нет, но в Лютеранской Церкви сохранился богослужебный обряд конфирмации, во время которого община принимает в свои ряды новых членов, достигших 14-летнего возраста.

о. Ц. Напюрковский, А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 429-433.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 26 Апреля
    Feria VI. Dominice V. in Quadragesima

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 20798
    Сессий: 18
    Сейчас на сайте: 10





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024