Последнее напутствие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Последнее напутствие

Последнее напутствие, виатик (лат. viaticum) причащение больного, находящегося при смерти, или любого верующего в ситуации смертельной угрозы. В античном Риме словом viaticum (от лат. via — «дорога») обозначалось принятие пищи перед дорогой. В ранней Церкви это слово нередко применялось к таинству Евхаристии как к таковому, представляющему собой пищу, необходимую христианину для земного странствия, однако закрепилось в качестве термина применительно к причащению при угрозе смерти. С первых же веков христианства возможность соединения со Христом в Евхаристии при оставлении этого мира представлялась верующим особенно желанной, в связи с чем 13-е правило I Никейского собора (325) провозгласило, что находящиеся при смерти не должны лишаться Евхаристии как «последнего нужнейшего напутствия» (DH 129).

Первоначально причастие преподавалось умирающим под двумя видами. Вероятно, в случае физической невозможности принять частицу евхарист. Хлеба, больной причащался только Кровью Христовой. Однако в эпоху зрелого Средневековья, когда на Западе исчезло причащение мирян Кровью Христовой, и вплоть до восстановления во 2-й пол. XX в. в лат. обряде причащения под двумя видами, больным в любом случае преподавалась только частица Тела Христова; если больному было трудно принять и проглотить ее, допускалась возможность размочить частицу водой или вином. Сходной оказалась практика причащения больных на Востоке: частица Тела Христова, напоенная Кровью Христовой, влагается в небольшую чашу с водой или вином, смешанным с водой, откуда лжицей (ложкой) преподается больному.

П.н. должно предваряться (если этому ничего не препятствует) сакраментальным отпущением грехов и таинством елеосвящения. При причащении в рим. обряде добавляется формула: «Да сохранит тебя Христос и приведет тебя к жизни вечной».

Учительство Католической Церкви настаивает на важности П.н.: «Принимаемое в момент перехода к Отцу, причащение Тела и Крови Христа имеет особое значение... Оно — семя вечной жизни и сила воскресения... Евхаристия, таинство умершего и воскресшего Христа, здесь — таинство перехода от смерти к жизни, из этого мира — к Отцу» (ККЦ 1524).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1672-1673.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024