Тело Христово - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Тело Христово

Тело Христово (греч. τό Σώμα του Χρίστου, лат. Corpus Christi) — богосл. понятие, имеющее неск. взаимосвязанных значений.

Историческое Т.Х. О таинстве, выражаемом словами «Бог стал человеком» («Deus homo factus est») или «Христос — Богочеловек», говорится чаще всего как о воплощении (incarnatio): «Verbum caro factum est» — «Слово стало плотью» (Ин 1,14). В таком христол. контексте слово «плоть» (т.е. «тело») означает просто человека, в соответствии с духом древнеевр. языка. Т.о., предвечное Слово Божье, Логос, получило человеч. природу. Приверженцы монофизитства считали, что человеч. природа, а следовательно, и Т.Х. были полностью поглощены Божественной природой Иисуса Христа и перестали существовать. Однако Халкидонский собор (451) утвердил догмат о том, что Иисус Христос «совершенен в Божестве и совершенен в человеческой сущности, истинный Бог и истинный Человек». II Константинопольский собор (553) отверг ошибочное суждение, признающее за человеч. природой Христа отд. личность, и заявил, что Христос — это одна единственная Божественная ипостась, и все, присущее Его человеч. природе — не только чудеса, но и страдания и смерть, — следует приписывать Его Божественной личности (ипостаси): «Господь наш Иисус Христос, Который был распят в Своем Теле, является истинным Богом, Господом славы и Одним из Пресвятой Троицы» (ср. DH 432). В Своем подлинном человеч. теле Христос страдал, подлинным человеч. сердцем любил всех людей. Прославленное (преображенное) Т.Х. В воскресении Иисуса Христа Его Тело стало прославленным; в таком теле Христос находится на небесах, такому реальному Т.Х. совершается поклонение, такое Т.Х. принимается в Преев. Евхаристии.

Евхаристическое Т.Х. Согласно постановлениям Тридентского собора, Христос пребывает в Евхаристии vere, realiter, substantialiter — «истинно, действительно и субстанциально» (DH 1636), т.е. не только символическим образом, а воздействует Своей силой. Это означает, что Т.Х. в Евхаристии является истинным, действительным и субстанциальным, но также и почитаемым. Мистическое Т.Х. Среди различных определений Церкви Царство Божье, собрание верующих в Христа, Невеста Христова, народ Божий — особое богосл. значение имеет ее понимание как мистического Тела Христа, что нашло отражение в т.ч. в энц. Mystici Corporis Christi Папы —Пия XII.

о. Ц. Напюрковский

Праздник Т.Х. (лат. festum Corporis Christi) — празднование в честь таинства Евхаристии в Католической Церкви латинского обряда. Под таким названием это празднование фигурировало до реформы рим. литург. календаря 1969; иногда оно обозначалось как торжество (sollemnitas), хотя этот термин еще не подразумевал особого ранга празднования; зачастую называлось просто Corpus Christi или Corpus Domini (Тело Господне), и эти лат. наименования были заимствованы в ряде новых европ. языков. После реформы календаря оно стало официально называться торжеством Пресвятых Тела и Крови Христа (sollemnitas Sanctissimi Corporis et Sanguinis Christi), при сохранении в менее формальном контексте старых наименований, включая исторически закрепившиеся в каждом из языков: нем. Fronleichnam (от ср.-век. нем. Vrone Licharn — «Господне Тело»), франц. Fete-Dieu — «Праздник Божий», венг. ВЕНГР.— «Господень день», польск. Boze Ciato, чеш. ΒοziТe1о — «Божье Тело» и т. п.

Первоначально днем особого церк. почитания Евхаристии был Великий четверг как день воспоминания установления этого таинства Христом (так это осталось и по сей день в Вост. Церквях). На исходе Высокого Средневековья на катол. Западе возникла тенденция к выделению самостоятельного празднования в честь Евхаристии. Одна из причин этого, возможно, в том, что Вел. четверг как один из дней Страстной недели устойчиво связывался с воспоминанием и почитанием Страстей Христовых и в силу этого его евхарист. аспект оказывался далеко не на первом плане. Кроме того, появлению нового праздника способствовало развитие схоласт. богословием учения о пресуществлении (богосл. концепция Фомы Аквинского завершила длившуюся с IX в. череду споров о реальном присутствии Христа в Евхаристии). Немаловажным фактором оказалось, наряду с этим, распространение в зап. духовности XIII в. направлений мистики, связанных с почитанием Евхаристии, а также развивавшихся под ее влиянием нар. практик благочестия (в первую очередь, поклонения Святым Дарам). В числе энтузиастов этих практик была монахиня-августинка св. Юлиана Льежская (1192-1258), частные откровения которой послужили учреждению в 1247 в Льежской епархии праздника в честь Т.Х. 8.09.1264 Папа Урбан IV, прежде бывший духовником Юлианы, буллой Transiturus распространил его на всю Католическую Церковь. Согласно традиционной версии, по-видимому, отражающей реальную историю, тексты частных последований служб для праздника Т.Х. было поручено написать Фоме Аквинскому. В результате он создал такие выдающиеся памятники лат. гимнографии, как гимны Pange lingua (на 1-й вечерне), Sacris sollem- niis (на утрене) и Verbum supernum prodiens (на лаудах), а также секвенцию мессы Lauda Sion, являющие глубины богосл. мысли и в лаконичной форме выражающие важнейшие аспекты катол. учения о Евхаристии. К этим гимнографическим соч. примыкает также гимн Adoro Те devote, не предназначенный непосредственно для богослужений праздника Т.Х., но связанный с ним тематически и, возможно, принадлежащий тому же автору или его кругу.

Днем празднования Т.Х. в церк. календаре стал 1-й четверг после октавы Пятидесятницы (т.е. 60-й день после Пасхи). Несмотря на папский декрет, новый праздник распространялся медленно и далеко не везде принимался. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 настоятельно потребовал его повсеместного введения.

К кон. XIII в. одной из заметных особенностей праздника Т.Х. стали процессии с евхарист. Т.Х. Первоначально Св. Дары выносили под покровом, однако уже в XIV в. сложилась практика зримого выставления Св. Даров в дароносице; со 2-й пол. XIV в. дароносицу выносили с процессией, после которой иногда в течение долгого времени выставляли для поклонения. Тогда же в Сев. и Воет. Германии появился обычай выставления Св. Даров в праздник Т.Х. и дни его октавы во время мессы, которую совершали сразу после процессии, а также во время Литургии часов. В XV в. эта практика распространилась во всем германоязычном регионе, в Польше и в Венгрии, а чуть позже — в романских странах. Параллельно сложился обряд евхарист. благословения (благословения Св. Дарами), завершавшего процессию; в XVI в. он распространился во всех катол. странах, а после Тридентского собора был введен в виде чинопоследования в общецерк. богослужебные книги — Епископский церемониал (1600) и Римский требник (1614). Ввиду общепринятого обычая выставления Св. Даров в течение всей октавы праздника Т.Х. на Литургии часов в последний день октавы после вечерни допускалось совершение второй, менее торжественной процессии, после которой Св. Дары более не выставлялись.

К исходу Средневековья и на заре Нового времени во мн. странах праздник Т.Х. стал одним из самых популярных и соединился с разнообразными нар. обычаями. В ряде стран, особенно в Испании, в контексте праздника Т.Х. интенсивно развивались некоторые формы танцевального и театрального искусства, в т.ч. жанр auto sacramental, образцы которого создавали известные исп. драматурги (в частности, П. Кальдерон).

В регионах, где католики жили в тесном соседстве с протестантами (напр., в Нидерландах), евхарист. процессии в праздник Т.Х. стали для католиков свидетельством их веры в реальное присутствие Христа в Св. Дарах (протестанты таковое отрицали).

В реформированном календаре рим. обряда это празднование (с измененным названием), хотя и утратило октаву, сохранило прежний высокий статус (оно имеет ранг торжества), а также прежнее место в календаре — четверг после торжества Пресв. Троицы; однако по решению нац. конференции епископов оно может быть перенесено на следующее за ним воскресенье, если по пастырским соображениями это представляется целесообразным (так, напр., происходит в РФ). В последние десятилетия в документах учительства Католической Церкви регулярно подчеркивается значение для верующих как самого торжества Т.Х., так и связанных с ним форм благочестия, в т.ч. евхарист. процессий (см. апост. обращение Папы Бенедикта XVI Sacramentum caritatis 68), проведение которых на улицах городов и в др. публичных местах поощряется.

П. Сахаров


Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1278-1282.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 26 Апреля
    Feria VI. Dominice V. in Quadragesima

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 24493
    Сессий: 24
    Сейчас на сайте: 9





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024